За нашу та вашу свободу! Слава Україні! (k0t1) wrote,
За нашу та вашу свободу! Слава Україні!
k0t1

Дело врача

Оригинал взят у shiropaev в Дело врача
Некоторые спрашивают об упомянутом мной в заметке "О борцах за "предсказуемость" враче-немце, зарезанном по приказу Ивана Третьего - известного душителя новгородской свободы. О печальной судьбе этого иностранного специалиста подробно рассказывает выдающийся историк Николай Иванович Костомаров:

"Заметно возрастала жестокость характера московского государя по мере усиления его могущества. Тюрьмы наполнялись; битье кнутом, позорная торговая казнь, стало частым повсеместным явлением; этого рода казнь была неизвестна в древней Руси; сколько можно проследить из источников, она появилась в конце XIV века и стала входить в обычай только при отце Ивана Васильевича; теперь от нее не избавлялись ни мирские, ни духовные, навлекшие на себя гнев государя. Страшные пытки сопровождали допросы. Иван Васильевич сознавал нужду в иноземцах, и вслед за Аристотелем появилось их уже несколько в Москве; но московский властитель не слишком ценил их безопасность, когда что-нибудь было не по его нраву. Был у него врач немец по имени Антон; он пользовался почетом у великого князя, но в то время, когда совершалась свадьба Иванова сына, этот врач лечил одного татарского князька Каракуча, находившегося при царевиче Даниаре, служившем Москве: вылечить его не удалось. Великий князь не только выдал этого бедного немца сыну умершего князька, но когда последний, помучивши врача, хотел отпустить его, взявши с него окуп, Иван Васильевич настаивал, чтоб татары убили Антона; и татары, исполняя волю великого князя московского, повели Антона под мост на Москву-реку и там на льду зарезали ножом как овцу, по выражению летописца. Это событие навело такой страх на Аристотеля, что он стал проситься у Ивана Васильевича отпустить его на родину, но московский властитель считал своим рабом всякого, кто находился у него в руках; он приказал ограбить все имущество архитектора и засадил в заключение на дворе немца Антона. Итальянец был выпущен для того, чтобы поневоле продолжать службу на земле, на которую он имел легкомыслие заехать добровольно".
http://www.velib.com/book.php?avtor=k_724_1&book=9670_77_14

Летопись излагает это событие таким образом: «Того же лета врач некий Немчин Онтон приехал к велик, князю, его же в велицей чести держа князь велики его, врачева же князя Каракучу царевича Даньяра, да умори его смертным зелием за посмех; князь же велики выда его сыну Каракучеву, он же мучив хоте дати на окуп, князь же велики не повеле, но веле его убити; они же ведше его на реку на Москву под мост, зиме, да зарезаша его ножем, яко овцу».

Как видим, летописец представляет нам доктора в качестве врача-отравителя. Знаком ли был Костомаров с этим источником? Конечно, знаком, это видно по его тексту. Но он прекрасно понимал, что летописец, не желавший отправиться вслед за врачом, излагал официозную версию событий. С летописями вообще все обстоит непросто, взять хотя бы тексты о крещении Руси. Костомаров наверняка располагал дополнительными данными, в том числе зарубежного происхождения, и на этом основании изложил свою версию событий, поместив ее в общий контекст отношения к иностранцам в Московии. Упомянутый Аристотель - это Аристотель Фиораванти, создатель прекрасного Успенского собора в Кремле. В Болонье, где он начинал свою карьеру, мне довелось видеть его башню с часами. Будучи возрожденческим специалистом-универсалом, Аристотель в одном из походов против Новгорода командовал московской артиллерией - и весьма успешно. Так руками европейцев Москва душила русский европеизм. Потом товарищ Сталин будет использовать западных спецов для создания своей колхозно-гулаговской деспотии. Судьба многих из них была впоследствии печальной...

Tags: історія та сучасність
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments