За нашу та вашу свободу! Слава Україні! (k0t1) wrote,
За нашу та вашу свободу! Слава Україні!
k0t1

Повелитель российских мух

Развитие человеческих обществ во многом зависит от результатов конфликта двух цивилизационных стратегий, истоком которых является избыток или нехватка еды в общине. В первом случае срабатывает логика цивилизатора, во втором — логика варвара. В случае, когда природные условия (как в Месопотамии и Египте) или технологии (как в Западной Европе) позволяют задействовать меньше населения в производстве продуктов питания для общины, наиболее оправданной стратегией будет следовать логике цивилизатора: сохрани и приумножь. Следуя этой стратегии, люди и построили города: зернохранилища и стены обеспечивали защиту урожая и населения. Эффективное сельское хозяйство освобождало руки от фермерского труда и кормило каменщиков и стражей, ремесленников и торговцев, учёных и жрецов. Придерживаясь стратегии цивилизатора и разумно управляя ресурсами, человеческие общины совершали технологические и культурные прорывы на пути к своему признанию в качестве цивилизаций.

Другие общины, большинство членов которых большую часть своего времени вынуждены — как правило, из-за климатических условий — заниматься добычей еды (эскимосы, бушмены), остаются на одном уровне технологического и культурного развития, со стабильной численностью населения. Эти люди живут в гармонии с природой как часть экосистемы. Но люди, которые вынуждены смотреть под ноги, не смотрят на звёзды.

...

Общество может установить институциональные формальности цивилизаторов, как поступают молодые люди на острове: проводят всеобщее голосование и определяют раковину, как трибуну для свободы слова. И ожидаемо, они выбирают вождём того, кто созвал совет, «который с раковиной». Они даже разрабатывают цивилизаторскую стратегию: поддерживать костёр с дымом, который заметят и придут на помощь. Давайте дадим слово Уильяму Голдингу для описания того, как её встречают в самом начале: «Простое утвержденье, неподкреплённое ничем, кроме новоприобретенного авторитета Ральфа, принесло облегчение, и счастье… Его слова дали собравшимся чувство безопасности. Теперь он им нравился, его уважали».

Но судьба героев Голдинга уготовила им другой путь: тяжёлые условия и неудовлетворённые базовые потребности не позволили поддерживать проект сигнального огня, когда одна партия поменяла свою стратегию на варварскую логику. Обществу, где большинство занято добычей еды, цивилизационный проект не под силу. Они отдают приоритет охоте, дав костру потухнуть. И пропускают проходящий корабль. Тем не менее, успех охотников, который позволил насытиться в тот день, затмевает их провал прекратить свои злоключения раз и навсегда.
...
Читать полностью на ПетрИМазепа
Tags: ПиМ, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments