За нашу та вашу свободу! Слава Україні! (k0t1) wrote,
За нашу та вашу свободу! Слава Україні!
k0t1

Дуже цікава точка зору - автокефалія за Крим?

Всеправославный собор, прошедший 17-26 июня нынешнего года на Крите, у одних вызывал множества страхов, у других – надежд, среди которых, так сказать, уже традиционно была и надежда на предоставление автокефалии Украинской православной церкви. Мол, Константинопольский патриархат, то ли договорившись с Москвой, то ли пойдя супротив неё, но всё же воспользуется своими старыми каноническими правами на Киевскую митрополию и предоставит ей легитимную церковную независимость. (Как и почему это должно было произойти, вкратце можно прочитать, например, здесь.)

Подобных действий от вселенского патриарха ожидали уже не в первый раз. И не в первый раз не дождались.

И, как и всегда, религиоведы и церковные аналитики что в Украине, что в РФ начинают улавливать «намёки» и «символические указания» Константинополя – одни с надеждой, другие – с более или менее явным ужасом. Да, Всесвятейший Вселенский Патриарх, конечно, не дал автокефалию Украинской церкви… Но он намекнул… Точнее, неявно намекнул… Вернее, даже не намекнул… Но его суровый лоб был так недвусмысленно наморщен, что он наверняка об этом подумал!

Меж тем, дорога до украинской автокефалии может оказаться гораздо короче, чем сейчас кажется. Но только ведёт она не в Стамбул, а в Москву. И поговорить об этом здесь и сейчас стоит потому, что церковные интересы тут очень плотно, до степени полного смешения, сливаются с политикой.

Но прежде надо разобраться с тем, почему Константинополь совсем не спешит давать Украинской церкви независимость.

Атомная бомба Фанара

А не спешат фанариоты по одной простой причине: им это не нужно. Как? Никак. В действительности у Константинопольского патриархата есть вполне конкретные цели, и секретом они не являются. Самое главное – это конвертировать свой исключительный, первенствующий канонический статус в реальные активы. В настоящее время Вселенский патриархат является первой кафедрой православного мира, но при этом на его канонической территории общее число его прихожан составляет всего несколько тысяч человек. То есть существенно меньше, чем в обычной епархии РПЦ МП. Вселенский номинально, по факту этот патриархат представляет собой маленькую общину с весьма ограниченными возможностями. Как можно поправить положение? Двумя путями.

Во-первых, Константинополь давно и последовательно добивается для себя эксклюзивного права на окормление православных общин на всех территориях, которые не входят в канонические границы существующих православных церквей. Идеал Фанара, упрощенно, выглядит так: в Болгарии православных окормляет болгарская церковь, в Грузии – грузинская, в России (и ещё кое-где) – русская и т.д., а всё, что кроме, – обе Америки, Юго-Восточная Азия, Австралия, Западная Европа и т.д. – это уже Константинополь. В условиях глобализации, когда диаспоры, в том числе и православные, всё время растут, это была бы прочная основа не для номинального, а для фактического лидерства.

Во-вторых, Константинополь желает получить некоторые эксклюзивные права, связанные с провозглашением автономии и автокефалии и, вообще, с арбитражем в православном мире. Опять же, неназываемой, но явной целью является превращение Фанара в некий православный Ватикан.

Понятное дело, что оба эти идеала едва ли могут воплотиться в реальности во всей своей полноте. Но Константинополь движется именно в этом направлении, и многого ему удалось достичь. В значительной степени благодаря «украинскому вопросу».

Для того чтобы добиться своих целей, Фанару требуется согласие Чистого переулка. Хотя Московская патриархия по диптихам занимает лишь пятое место, по факту большинство сегодняшних чад «мирового православия» принадлежат именно к этой юрисдикции. И без неё все вышеперечисленные вопросы не решить никак. При этом РПЦ МП совсем не склонна идти на уступки Константинополю, ибо не хочет вязать себе руки в работе в диаспоре и уж тем паче не хочет считаться с фанариотским арбитражем как во взаимоотношениях с другими поместными церквями, так и (тем более!) в своих внутренних делах.

Всеправославный собор был нужен Фанару для того, чтобы официально утвердить собственную программу как общеправославную вопреки Москве. Чему Москва всегда сопротивлялась. И потому-то его готовили почти сто лет, и хотя и провели, но провели в кривом и обрезанном виде. Но, тем не менее, РПЦ МП всё же дала на это принципиальное согласие.

Почему? Потому что у Константинополя в последние годы появилось супероружие – украинская автокефалия. Как только Москва начинает упираться, Фанар начинает активно намекать: мол, возьмём, и дадим церковную независимость Киевской митрополии, как в своё время в Польше. Для РПЦ МП это было бы сильнейшим ударом (было бы потеряно до половины всех приходов и монастырей) – и Московская патриархия вынуждена идти на уступки.
Читати цілком - на сайті ПиМ
Tags: церква
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments